На главную Напишите нам!
г.Москва, ул.Орджоникидзе, д.7
Т.: (495) 234-43-15, 234-43-21, 234-43-22,
E-mail: [email protected]
     
Уже на протяжении нескольких последних лет наблюдается явное перепроизводство металла, не подкрепленное ростом потребления. Так, например, в США в 2000 году снижение достигло 1% по сравнению с 1999 годом, а по результатам этого года снижение прогнозируется на уровне 5-5.5%.

Доля России в мировом выпуске алюминия достаточно велика, чтобы считать отечественных производителей реальной силой, способной оказывать существенное влияние, как на мировую ценовую конъюнктуру, так и на формирование рынков каждого вида алюминиевого проката. Существующие в России и странах СНГ мощности способны производить до 20% мирового выпуска алюминия. Вот уже на протяжении 5 последних лет доля России на мировом рынке составляет около 15-16% при общем объеме выпуска в 3.25 млн. тонн в год.

Основным стратегическим направлением развития алюминиевой отрасли в последнее время стала тенденция увеличения в общей структуре производства продуктов высокого уровня обработки (прокат, профили, упаковочные материалы). Например, крупнейшие мировые производители алюминия - Alcoa и Alcan - только 20% произведенного металла продают в виде полуфабрикатов; остальные 80% поставляются на рынок в качестве конечного проката с высокой добавленной стоимостью. В России же ситуация противоположная: потребление металла внутри страны слишком низко, что заставляет порядка 80% первичного алюминия поставлять на экспорт. На фоне снижающегося потребления металла, это приводит к существенным потерям возможной прибыли и заставляет активизироваться участников на этом направлении. В последнее время основные производители алюминия в России проводят беспрецедентную акцию по популяризации использования алюминиевой упаковки внутри страны. Бюджеты кампаний существенны, но вот изменить структуру потребления алюминия внутри страны это не помогло.

Наибольшее падение потребления алюминия ожидается в США, что наблюдается уже на протяжении двух последних лет. Наименьшее снижение ожидают в странах Азии, в основном за счет Китая и Тайваня, что подтверждает тезис о том, что азиатские экономики наконец-то вышли из кризиса и продолжают увеличивать производство и потребление изделий из алюминия.

В 2001 году второй важной общемировой тенденцией явилось повсеместное сокращение производственных мощностей. В течение этого года производство в США и Бразилии сократилось на величину в 1.2 млн. тонн металла в год. Однако это не привело к изменению понижательной тенденции, начало которой было положено в середине прошлого года. В июле котировки на металл на Лондонской бирже металлов были на 20% ниже январских.
Наибольшее снижение спроса наблюдалось в секторах автостроения и телекоммуникаций, что обусловлено вялой конъюнктурой потребительского рынка. Сектор производства конструкций, напротив, пребывал на подъеме, так же как и производство аэрокосмической техники. Однако по потребляемому тоннажу данные секторы не способны были оказать сколь либо существенной поддержки при общих негативных тенденциях на рынке и вследствие этого рынок все равно просел.

По статистике Алюминиевой Ассоциации отгрузки в США за первые полгода составили 1.99 млн. тонн, что практически на 15% ниже аналогичного показателя предыдущего года.

С другой стороны, важно отметить, что на тех позициях, на которых находится сейчас рынок, баланс спроса-предложения достаточно стабилен и не претерпит серьезных изменений. По аналогии с предыдущим годом растет количество наличного металла на складах.

Ситуация в Азии складывается по-другому. Практически все страны показывают стабильный и устойчивый рост потребления, что свидетельствует о восстановлении региональных экономик после кризисов 1998-1999 гг. Япония, например, увеличила потребление на 1% по сравнению с 2000 годом; аналогичная ситуация в Китае и Тайване. Основной проблемой этих стран является то, что их экономики слишком экспортоориентированы на внешние рынки. Проблема, с которой столкнулись США, привела к снижению потребления, что сократило экспортные возможности азиатских стран. Характерная ситуация сложилась в секторе IT. Закончив предыдущий год с успешными финансовыми результатами, многие производители прогнозировали продолжение роста и в 2001 году, что привело к значительным накоплениям сырья у них. Однако с началом года ситуация резко изменилась и многие производители остались с излишками товара и сырья на руках из-за резкого сокращения спроса со стороны импортеров.

В Европе спрос на алюминий все первое полугодие находился на достаточно высоком уровне. Однако после июля многие производители стали высказывать опасения по поводу дальнейшего развития ситуации и высказали предположение о возможных трудностях со сбытом в ближайшие месяцы. Так Pechiney сообщила об ухудшении положения на рынке прессованных изделий в Германии, и, вслед за тем, во Франции. Norsk Hydro отметил замедление в спросе в Италии и Испании. Рынок проката, однако, все еще на высоте, но изменение ситуации предсказывают и здесь.

Цены на металл приблизились вплотную к наименьшим за последние 2 года. В марте 1999 года цена на алюминий на достигала 1140$/тонна. До того времени на рынке не видели подобной цены с конца 1993-начала 1994 гг., когда тонна металла стоила 1100 $/тонна.

По мнению аналитиков Metal Bulletin для многих производителей переломной является цена в 1500 $/тонна, до тех пор, пока цены ниже тенденция повсеместного снижения мощностей будет сохраняться. И даже если учитывать возможные цены по фьючерсам на уровне 1500 о чем свидетельствуют вновь заключенные контракты, то нет оснований полагать, что производители начнут использовать простаивающие мощности.

Проблемы многих производителей имеют различные причины. Так, например сокращение выпуска алюминия в Бразилии имеет под собой следующее обоснование. С начала года в стране наблюдается одна из сильнейших засух за последние 40 лет, что привело к снижению выработки энергии многими гидроэлектростанциями вследствие измельчания гидрорезервуаров. Правительство объявило с начала мая о вводе квот на использование энергии, что привело к сокращению объемов выпуска алюминия на 25%. С начала июля бразильские производители Albras и Alumar, должны были также сократить использование энергии более на 15 %. Из-за этого снижение годового выпуска в стране составит 130 тыс. тонн, что составляет примерно 10% от общего выпуска. И хотя данная ситуация находится под постоянным контролем правительства нет никаких оснований ожидать ее улучшения до середины 2002 года, т.к. эта засуха носит затяжной характер.

Другой проблемой, оказывающей серьезное влияние на рынок явилось увеличение мощностей по выпуску первичного металла в Китае. Это привело к снижению импорта в эту страну. По оценкам общее увеличение мощностей в этом году составит более 500 тыс. тонн, что уже привело к увеличению выпуска на 231 тыс. тонн по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Если в последние 5 лет увеличение внутреннего спроса компенсировалось импортными поставками, то в этом году рост потребления будет компенсирован в основном вводом новых мощностей. Это, безусловно, оказывает давление на рынок и отчасти сдерживает цены на металл.

Когда в начале 2000 года рынок испытывал дефицит наличного металла, российские производители могли увеличивать выпуск и компенсировать недостаток металла. Утверждения главных производителей относительно сохранившихся объемов выпуска свидетельствуют о том, что алюминий запасается из-за неустойчивой ситуации на рынке, и производители ожидают смены тенденций. И хотя такое сокращение предложения со стороны России вселяет оптимизм (т.к. Китай стал закупать на внешних рынках значительно меньше), но нет сомнений, что по смене тенденции этот металл будет выброшен на рынок, что в перспективе сможет привести к очередному снижению цены.

За последние 10 лет рынок цветных металлов значительно вырос. Такая динамика развития отрасли диктует определенные требования к инновационным технологиям при его производстве, добыче и извлечении руды, расширении сырьевой базы и интенсификации процессов консолидации в отрасли.